С чего начать контакт с подопечным?
Этот вопрос обычно больше всего волнует наших сотрудников и волонтёров, кто выходит на заявку первый раз. Казалось бы весь порядок действий, весь механизм оказания услуги отработан от и до, но ведь надо начать хоть с какого-то слова. Человек незнакомый, человек болен. Ну не молча же с ним работать?
Это одна из причин, почему мы никогда не отправляем на заявки новичков в одиночку. Они всегда в паре с сотрудником и волонтёром, имеющими опыт.
Конечно, простое приветствие и представиться. Причём, очень часто бывает, что ты у подопечного не первый раз, а он все равно тебя не помнит. Что поделать, так развивается болезнь. Подыгрываем и знакомимся, начинаем все снова, как в первый раз.
Наша заявка – это не механическое выполнение действий (мытье в резиновой ванне, стрижка, обработка ногтей), это действие плюс контакт. Иногда заявка затягивается – все зависит от состояния больного. Иногда приезжаешь на заявку и понимаешь, что её надо перенести – сегодня эта нагрузка для больного сильно весомая.
Даже если подопечный не настроен на разговор, сотрудники и волонтеры будут просто тихо и спокойно комментировать свои действия: давайте повернем вас на бок, чтобы…. Давайте присадим вас на кровати, чтобы… Мне очень нужно, чтобы вы мне помогли… Я сейчас буду лить воду вам в ванну, а вы скажете устраивает ли вас температура… И так далее.
Если вы не знаете о чем говорить, просто комментируйте, что вы сейчас будете делать и зачем вы это будете делать. Ваша речь успокаивает человека, он начинает доверять вашим действиям.
Бавыют ли недовольные люди? Конечно бывают! Потому что они болеют, а мы здоровы! Потому что они прикованы к кровати, а мы – нет! Потому что он всю ночь мучился от боли, а мы спали спокойно! Он недоволен, потому что ему плохо. Это нормально. Выслушать его ворчание и недовольство – это тоже способ помочь ему. Поддержать его ворчание тоже иногда имеет смысл, чтобы он выпустил пар. Ему нужно поругать правительство и выразить недовольство международной обстановкой, у него ностальгия по ушедшим советским временам – он имеет на это право.
Нет смысла говорить, что человек встанет, поправится и ещё попляшет на свадьбе внуков. Каждый из нас понимает неискренность этих разговоров. Говорим, про жизнь здесь и сейчас, в настоящий момент, говорим про чувства, мысли и эмоции, которые испытываем прямо сейчас, сегодня. Комментируем действия, которые делаем прямо сейчас. Это способ убить тишину, затянувшееся молчание, возможность избежать пустого обнадеживания, пустых фраз.
Часто больной не может разговаривать. Тогда мы договариваемся с ним о сигналах, помогающих нам понять его: например, поднятый большой палец руки – “все хорошо, мне комфортно”, указательный палец – “больно, неудобно” моргнуть – “все хорошо, согласие”, зажмуриться – “плохо, что-то не так”. И это тоже способ общения. Иногда наши ребята придумывают, что-то на ходу. И это контакт, это выстреливает.
А наши выездные бригады продолжают работать, оказывая медико-социальную помощь и психологическую поддержку тяжелобольным гражданам.
И несмотря на то, что в январе были затяжные праздники, сотрудниками и волонтерами выездных бригад было выполнено 1308 заявок на дому. В новый год выездные бригады “Феникса” перешли, имея на сопровождении 1473 взрослых подопечных.
А получается ли у наших ребят контакт, вы поймёте по лицам подопечных на фото.
Напомню, что взрослые выездные бригады оказывают помощь в соответствии с проектом ” PRO жизнь”, получившим поддержку Фонда президентских грантов.