Миссия нашего фонда: С тяжелым диагнозом можно жить! Можно жить, будучи прикованным к кровати или инвалидному креслу! Можно жить, имея на руках больного родственника! Мы работаем для того, чтобы каждый неизлечимо больной человек и его близкие могли жить полноценно, без боли, страха, отчаяния, унижения.
ПОСЕЩЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ И ВОЛОНТЕРАМИ ФОНДА МУЛЬТИЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)
18 августа “Феникс” побывал в гостях у мультицентра социальной и трудовой интеграции (Ленинградская обл, г. Всеволжск). Мы пробыли в этом учреждении весь день, 6 часов с нами работал руководитель Дрозденко Ирина Григорьевна, а потом ещё час её коллеги. Мы покидали учреждение с ощущением полной перезагрузки. Однозначно, в одном посте не возможно передать все и я более детально расскажу про их опыт, когда вернусь в Красноярск. На сегодня я не знаю, кто в России ещё более качественно и эффективнее решает вопросы выпуска людей с ОВЗ в жизнь.
Мультицентр выпускает людей, которые не только получают нужную профессию, но и готовы жить самостоятельно.
ГАНПОУ ЛО – государственное автономное нетиповое профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области. Для меня было полной ломкой сознания слово “нетиповое” – учреждение работает не по типовым образовательным программам, а создаёт свои. Мы увидели процесс тестирования, обучения и уже работы готовых специалистов, выпускников учреждения. Как говорила Ирина Григорьевна, они сдают выпускников работодателю “под ключ”. Специалист по озеленение, работник шиномонтажа, мойщик окон, швея, работники прачечных, компьютерные специальности, работники фермерских хозяйств – огромное количество специальностей, где могут работать люди с ОВЗ, с ментальными нарушениями. Особенность подхода к определению специальности для подопечного – основательное тестирование специалистами учреждения поступающего, определение его ресурса и возможностей, все предыдущие документы об образовании, которые у него есть не в счёт, все понимаю, что сюда человек пришёл за конкретными навыками, которые ему в дальнейшем помогут зарабатывать на жизнь и жить независимо от родителей. Очень часто человек приходит сюда за специальностью, по которой, в силу своего заболевания, он работать никогда не сможет. Задача специалистов учреждения путем глубокого тестирования определить его возможности, подобрать специальность и очень корректно направить его в нужное поле деятельности.
Дуальность образования – руководитель учреждения уверена, что нет смысла в большинстве случаев закупать тренажёры, создавать отдельные площадки на территории учреждения, с предполагаемым рабочим местом , которые все равно в полной мере не воспроизведут реальные условия труда, поэтому учреждение заключает договора с потенциальными работодателям и после обучения, ребята, обучающиеся в мультицентре, работают прямо на базе этого учреждения.
Специалисты учреждения, помогают потенциальным работодателям оценить возможность работы выпускников у работодателя, создать рабочие места для выпускников, оборудовать. Причём, работать сюда придут те выпускники, которые реально могут здесь работать: маленькие, худенькие девочки, у которых неплохо развита моторика, будут высаживать рассаду цветов и ухаживать за ней, парни, будут носить рюкзак весом около 16 кг, обрабатывая клумбы от насекомых, удобряя их и т. д. Крупные сильные парни пойдут формовщиками теста. Глажка белья, стирка в производственных машинах – все организовано для наработки практики в соседнем учреждении бани-прачечной. Ребята учатся работать на современном оборудовании по разливу и фасовке санитайзеров, работают на шиномонтаже – снимают, моют и ставят колеса автомобилям, их учат работе на профессиональном типографском оборудовании. Мойщики окон, уборщики помещений, в том числе, кто работает на поломоечных машинах, проходят практику на крупных предприятиях ленобласти: в том числе в супермаркетах, аэропортах и т. д.
Предприятие может не быть потенциальным работодателем, но может быть практикодателем – и это тоже круто. Очень большой спрос на выпускников учреждения в фермерских хозяйствах.
Очень часто преподавателями для ребят становятся руководители или сотрудники таких предприятий – программу обучения пишут специалисты учреждения, а практике обучает такой сотрудник предприятия-партнера. Некоторые программы пишутся под заказ отдельного предприятия, выпускается нужное количество учеников для работы на нем и обучение этой профессии закрывается. Учреждение ещё несколько лет после выпуска сопровождает своих выпускников, контролирует соблюдение условий договора работодателем, в том числе, контролируя оплату труда.
Мы были совершенно поражены, как быстро учреждение готово перестраиваться но новые специальности: не стало спроса на специалистов по ремонту обуви, быстро перестроились мастерские на аппараты по разливу санитайзеров, рынок насыщен постельным бельём из Турции, девушек стали обучать пошиву спецодежды и продукции для многочисленных храмов, музеев Ленинградской области: белье для новорождённых для крещения, сумки и подушки с машинной вышивкой – от изобилия ассортимента у нас разбежались глаза.
Особенность специальности, приобретенной в учреждении – это не специальность в полном объёме, которая содержится в общем классификаторе профессий, а одна операция из этой профессии – это основа обучения людей с особенностью. Единицы из них способны освоить 2-3 операции, как правило, только одну, и это главное. Именно, под каждую операцию пишется программа учреждения. Набирали девочек для обучения в частные пекарни, но быстро поняли, что маленькие частные предприятия, где один работник выполняет много функции, в том числе работу на кассе, не место для выпускников учреждения, сменили профиль под крупные хлебопекарные предприятия Ленобласти – обучая парней на формовщиков хлеба, где они очень нужны именно для залива формы и перемещая тяжёлые поддоны.
Мы много слышали про сопровождаемое проживание, тренировочные квартиры, но все наши ребята, пришедшие сюда на практику, сегодня увидели, что именно здесь, в мультицентре – это не формальный подход. На сегодня, под проживание людей с ОВЗ обустроен весь второй этаж учреждения, выделено специально отдельное крыло на 16 мест в общежитии от соседнего техникума и рядом строится дом на 19 квартир для таких людей. Прямо в мультицентре есть блок, где работают сотрудники МФЦ, помогая ученикам собрать и подготовить все документы для выхода в жизнь. Это двойной диалог – ученики центра учатся без помощи родителей и опекунов посещать такие учреждения, а персонал МФЦ получает практические навыки в обслуживании таких людей, из трех окон МФЦ в одном работает выпускник мультицентра.
При учреждении работает пункт подбора и выдачи инвалидной техники и ТСР, сотрудники которого сделают все возможное, чтобы ученик был обеспечен всем необходимым для полноценного обучения и жизни – все средства будут в индивидуальной комплектации, их помогут внести в ИПРА и получить по линии ФСС.
Ребят учат финансовой и правовой грамотности. Все нацелен на то, чтобы человек научился самостоятельной жизни. Им дают право тратить свои деньги (пенсии, накопления сирот на счету и т. д) организуя именно выездной досуг: посещение супермаркетов, кафе, концертов и т. д., их учат самостоятельному передвижению по городу.
Выпускники учреждения создают семьи, покупают автомобили, готовы обслуживать себя самостоятельно и жить самостоятельной жизнью.
Это просто наикрутейший опыт, который начинался с НКО. Безусловно, это заслуга директора центра Ирины Георгиевны. Это её детище, она показала и рассказала нам совершенно уникальные вещи. А самое главное, что опыт мультицентра – это не секрет за семью замками. Он открыт для тиражирования, администрация учреждения готова к обмену опытом, подсказкам, оказанию помощи. Много материалов размещено на сайте мультицентра. Но, нужно быть человеком с энергетикой и ресурсностью Ирины Григорьевны, чтобы привлечь на свою сторону всех – минтруд, минсоц, минздрав, доказать, что самостоятельное проживание таких людей государству выгоднее, чем содержание их в ПНИ или других специализированных учреждениях.
Вроде не хотела писать длинный пост, но эмоции переполняют. Более подробно распишу про специальности и проживание по возвращению.
Напомню, что сотрудники и волонтёры “Феникса” поехали на стажировку в учреждения Санкт-Петербурга в соответствии с проектом “С заботой о жизни”, получившим поддержку Фонда президентских грантов. Наша задача, увидеть опыт комплексного обслуживания и сопровождения людей с инвалидностью не только отдельными организациями и учреждениями, а именно организациями в союзе с коммерческим, государственным и некоммерческих секторами. По отдельности, мы все молодцы, а реального опыта комплексного подхода, опыта работающего, действенного – можно пересчитать по пальцам.