Мы закупили оборудование для альтернативной дополнительной коммуникации (АДК)
Благодаря поддержке проекта «С заботой о жизни» (II) Фондом президентских грантов в ноябре 2022 мы закупили оборудование для альтернативной дополнительной коммуникации (АДК).
Благодаря этому оборудованию у наших сотрудников появилась возможность предложить при помощи него коммуникацию нашим подопечным – взрослым и детям, но главным образом – детям. Освоение такого оборудования позволяет безречевым подопечным качественно коммуницировать с внешним миром. Наши специалисты только обучают работе с таким оборудованием, помогают протестировать его подопечными – подходит оно им или нет, сможет ли человек с ним справиться. Если есть успехи в освоении, тогда ставится вопрос о приобретении такого обрудования, что безусловно, недешево и по линии социального страхования его не приобрести, но его наличие рядом с безречевыми подопечными решает очень много проблем.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) или augmentative and alternative communication (AAC) – это все способы и методы коммуникации, заменяющие или дополняющие обычную речь людям, которые не могут объясняться с помощью речи. Коммуникация – это не только речь! Это процесс обмена информацией между людьми, который может осуществляться множеством разных способов, в том числе с использованием дополнительных средств.
Сотрудники и волонтеры нашего фонда, как никто другой понимаем, что человеку, который не может говорить, тоже есть, что сказать! Не важно взрослый он или ребенок. АДК – это не только разговор, это-чувства, дружба, игра, общение.
Средства AДК используют люди всех возрастов и способностей – от маленьких детей до пожилых людей, от людей с учеными степенями до людей с когнитивными трудностями. Необходимость использования средств АДК – это не только реализация безусловного права на общение. Для неговорящего ребенка это своего рода «право на развитие и обучение».
С использованием АДК есть несколько мифов:
МИФ 1: применение АДК снижает мотивацию человека совершенствовать свою естественную речь и препятствует языковому развитию (включая развитие социальных навыков коммуникации). АДК будут полезны только в тех случаях, когда возможность использования естественной речи исключена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Применение АДК положительно влияет на мотивацию использовать естественную речь и улучшает ее даже в тех случаях, когда реабилитация фокусируется одновременно на развитии естественной речи и на использовании АДК.
– Когда школьники с РАС с минимальными навыками вербального поведения начинали использовать синтезатор речи, объем их спонтанной речи и число новых высказываний по сравнению с речью тех детей, которые не пользовались синтезатором, стремительно увеличивался.
– АДК снижает негативные впечатления от неудач во время попыток научиться общаться.
МИФ 2:
Дети дошкольного возраста не должны использовать системы АДК
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Раннее внедрение АДК содействует развитию естественной речи и увеличивает словарный запас детей в возрасте до 3 лет.
– Использование детьми дошкольного возраста устройств альтернативной и дополненной коммуникации увеличивает число многосимвольных высказываний, способствует развитию грамматических навыков.
-Применение АДК может увеличить у детей рецептивный словарный запас.
МИФ 3:
Необходимые навыки, такие как понимание причины и следствия, демонстрация коммуникативного намерения, должны присутствовать еще до начала использования система АДК. Люди с когнитивными ограничениями не способны научиться применять эти устройства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Нарушение когнитивных функций не является препятствием для формирования навыков общения. Развитие языковых умений приводит к улучшению познавательных функций.
-Применение АДК при работе с детьми, имеющими сложные коммуникативные потребности, помогает выработать у них функциональные навыки общения, способствует умственному развитию, создает основу для обучения грамоте и улучшает социализацию.
Поэтому команда специалистов нашего фонда считает применение, использование средств АДК актуальными, решающими много проблем безречевых пациентов не зависимо от их возраста, допустимыми при большинстве диагнозов.
Весь период с ноября прошлого года по сегодняшний день, мы старались познакомить как можно больше подопечных с этим оборудованием. Для нас это начало пути, поскольку подопечных много и желающих опробовать такое оборудование тоже много. Очень важно, чтобы его тестирование и подбор проходили под руководством обученного специалиста. Поэтому мы в самом начале интересного пути.
За 11 месяцев проекта с оборудованием познакомились 23 подопечные семьи, имеющие детей с инвалидностью и 18 взрослых подопечных. Для 9 из подопечных мы ищем возможность приобретения такого оборудования в постоянное пользование.
Благодаря этому оборудованию у наших сотрудников появилась возможность предложить при помощи него коммуникацию нашим подопечным – взрослым и детям, но главным образом – детям. Освоение такого оборудования позволяет безречевым подопечным качественно коммуницировать с внешним миром. Наши специалисты только обучают работе с таким оборудованием, помогают протестировать его подопечными – подходит оно им или нет, сможет ли человек с ним справиться. Если есть успехи в освоении, тогда ставится вопрос о приобретении такого обрудования, что безусловно, недешево и по линии социального страхования его не приобрести, но его наличие рядом с безречевыми подопечными решает очень много проблем.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) или augmentative and alternative communication (AAC) – это все способы и методы коммуникации, заменяющие или дополняющие обычную речь людям, которые не могут объясняться с помощью речи. Коммуникация – это не только речь! Это процесс обмена информацией между людьми, который может осуществляться множеством разных способов, в том числе с использованием дополнительных средств.
Сотрудники и волонтеры нашего фонда, как никто другой понимаем, что человеку, который не может говорить, тоже есть, что сказать! Не важно взрослый он или ребенок. АДК – это не только разговор, это-чувства, дружба, игра, общение.
Средства AДК используют люди всех возрастов и способностей – от маленьких детей до пожилых людей, от людей с учеными степенями до людей с когнитивными трудностями. Необходимость использования средств АДК – это не только реализация безусловного права на общение. Для неговорящего ребенка это своего рода «право на развитие и обучение».
С использованием АДК есть несколько мифов:
МИФ 1: применение АДК снижает мотивацию человека совершенствовать свою естественную речь и препятствует языковому развитию (включая развитие социальных навыков коммуникации). АДК будут полезны только в тех случаях, когда возможность использования естественной речи исключена.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Применение АДК положительно влияет на мотивацию использовать естественную речь и улучшает ее даже в тех случаях, когда реабилитация фокусируется одновременно на развитии естественной речи и на использовании АДК.
– Когда школьники с РАС с минимальными навыками вербального поведения начинали использовать синтезатор речи, объем их спонтанной речи и число новых высказываний по сравнению с речью тех детей, которые не пользовались синтезатором, стремительно увеличивался.
– АДК снижает негативные впечатления от неудач во время попыток научиться общаться.
МИФ 2:
Дети дошкольного возраста не должны использовать системы АДК
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Раннее внедрение АДК содействует развитию естественной речи и увеличивает словарный запас детей в возрасте до 3 лет.
– Использование детьми дошкольного возраста устройств альтернативной и дополненной коммуникации увеличивает число многосимвольных высказываний, способствует развитию грамматических навыков.
-Применение АДК может увеличить у детей рецептивный словарный запас.
МИФ 3:
Необходимые навыки, такие как понимание причины и следствия, демонстрация коммуникативного намерения, должны присутствовать еще до начала использования система АДК. Люди с когнитивными ограничениями не способны научиться применять эти устройства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
– Нарушение когнитивных функций не является препятствием для формирования навыков общения. Развитие языковых умений приводит к улучшению познавательных функций.
-Применение АДК при работе с детьми, имеющими сложные коммуникативные потребности, помогает выработать у них функциональные навыки общения, способствует умственному развитию, создает основу для обучения грамоте и улучшает социализацию.
Поэтому команда специалистов нашего фонда считает применение, использование средств АДК актуальными, решающими много проблем безречевых пациентов не зависимо от их возраста, допустимыми при большинстве диагнозов.
Весь период с ноября прошлого года по сегодняшний день, мы старались познакомить как можно больше подопечных с этим оборудованием. Для нас это начало пути, поскольку подопечных много и желающих опробовать такое оборудование тоже много. Очень важно, чтобы его тестирование и подбор проходили под руководством обученного специалиста. Поэтому мы в самом начале интересного пути.
За 11 месяцев проекта с оборудованием познакомились 23 подопечные семьи, имеющие детей с инвалидностью и 18 взрослых подопечных. Для 9 из подопечных мы ищем возможность приобретения такого оборудования в постоянное пользование.
