Миссия нашего фонда: С тяжелым диагнозом можно жить! Можно жить, будучи прикованным к кровати или инвалидному креслу! Можно жить, имея на руках больного родственника! Мы работаем для того, чтобы каждый неизлечимо больной человек и его близкие могли жить полноценно, без боли, страха, отчаяния, унижения.
Коротко не получится. Сегодня собираюсь на работу и фоном слушаю по ТВ программу где рассказывают, как у нас, в крае, на предприятиях устраивают людей с инвалидностью, что ТРЕБУЕТСЯ от работодателя и как его будут ПРОВЕРЯТЬ и ОЦЕНИВАТЬ рабочие места. И сразу понимаю, что мы и Леноласть на разных планетах. Букв много, по другому никак.
ЧАСТЬ 1 ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ УЧРЕЖДЕНИЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ В ПОДХОДАХ К ОБУЧЕНИЮ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛЮДЕЙ С ОВЗ
Мультицентр социальной и трудовой интеграции – это ГАНПОУ ЛО – государственное автономное нетиповое профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области, которое дает среднее профессиональное образование людям с инвалидностью. “Нетиповое” – учреждение работает не по типовым образовательным программам, а создаёт свои.
ОТСТУПЛЕНИЕ: для поступления в обычное образовательное учреждение, которое дает профессиональное образование, нужны справка и аттестат и формально все дети с ОВЗ их имеют, но эти документы именно формальны – это сочувствующее отношение к родителям такого ребенка и ребенку, по факту, базовых знаний нет. Если с такими документами такой подросток пойдет в обычный техникум его ждет безысходность, неудача, неспособность освоить эти дисциплины, как следствие – депрессия, суициды, обиды, неприятие.
ВЫВОД на котором настаивает директор мультицентра Дроздова Ирина Григорьевна и я с ней полностью согласна: не детей надо подгонять под стандарты, а создавать специальные образовательные условия, соблюдая конституционное право таких детей на образование. О чем, директор постоянно говорит со всех трибун.
Мультицентр – образовательное учреждение, базовая услуга, предоставляемая в нем – обучение НУЖНОЙ профессии. Человек независим, когда он может зарабатывать деньги. Поэтому общепринятые документы здесь при поступлении не в счет. Понятие НУЖНАЯ – это реальность данного учреждения и вы сейчас сами это поймете.
В Устав организации внесено положение, что допускается аттестат специализированной, коррекционной школы – таким образом, есть основание принять лиц с ОВЗ в учреждение. Общее профессиональное образование не рассматривает регламент и требование к трудоустройству лиц с инвалидностью. Образовательные учреждения такого типа просто оказывают образовательные услуги. Как только от них потребуют дальнейшее трудоустройство людей с инвалидностью, то им придется решать проблемы и с Минтрудом, и с Минсоцполитикой и Минздравом. Потому что, есть ряд профессий, которые не позволят человеку с инвалидностью там работать по медпоказаниям, но мы их на эти профессии обучаем. Ни один человек с кожными высыпаниями, СПИДом, гнойниками, аллергиями не пройдет в пищеблок, кухонным работником и посудомойкой, как и не сможет там работать человек, с ампутированной ногой, например. Но профессиональные учреждения обучают их таких профессиям рядами и колоннами.
Не сможет человек с умственно отсталостью работать поваром. Обучиться сможет – но его не возьмут по этой профессии на работу. В мультицентр пришел парень с эпилепсией, который уже имел специальность токаря, отучился на токаря, но какой отдел кадров его возьмет с таким заболеванием на эту работу и подпустит к станку?
Логика такого образования – дать то, что доступно такому подростку, а надо исходить из логики – ЧТО ЧЕЛОВЕКУ С ЕГО ДИАГНОЗОМ ДОСТУПНО НА РЫНКЕ. Получив первую профессию, такой человек не должен быть безработным, он должен быть трудоустроен. Собственно, на что и ориентирован Мультиценрт.
Все дипломы о предыдущем образовании, с которыми приходят в мультицентр подростки – это символ того, что мы все их обманули, это нецелевое, неэффективное освоение бюджетных денег, а главное, разочарование человека – он никому со своим образованием не нужен, его не берут.
Мультицентр получил статус базового профессионального образовательного учреждения (БПО) и фактически это первый в России пилотник. Запросили актуальные программы профессионального образования и для кого они написаны и стали на их базе создавать свои программы, адаптированные для конкретной нозологической группы.
Приемная комиссия состоит из директора, секретаря и профессионально-диагностической комиссии (ПДК) – задача комиссии смотреть в медицинский документ человека и видеть самого поступающего. Не может человек без ноги весь день стоять, худенькая девочка не может таскать чаны с едой и т.д. А дальше комиссия рекомендует поступающему специальность, пройдя обучение по которой, он сможет работать. Именно рекомендует, потому что, нельзя запретить человеку получить то образование, которое он хочет. Часто приходится основательно поработать с поступающим, чтобы его переубедить, дать понять, что именно по рекомендуемой специальности он дальше сможет именно работать и зарабатывать.
ОТСТУПЛЕНИЕ: позиция директора мультицентра Дрозденко Ирины Григорьевны – по статистике в России 1/5 часть населения это люди с инвалидностью, на самом деле их больше. Нельзя формировать рабочие кадры только из гастарбайтеров – это и экономические, и политические аспекты. Граждане России – это дети твоего соседа, твой электорат, почему он выброшен за борт?
Когда мультицентр пишет свои программы, то начинает с коллективного выезда на предприятие. Мультицентр не работает с макетами, муляжами и симуляторами, выпускники проходят практику в реальной обстановке. В этом дуальность образования – теория в учреждении и практика в реальности. При выезде на предприятие специалист по охране труда от мультицентра определяет, какие сохранные функции должны быть у человека, который тут будет работать. Смотрит, какие тут нагрузки, оценивает условия труда каждого рабочего места (СОУТ – специальная оценка условий труда). Специалист по охране труда не ставит цель переделать рабочее пространство под особенности выпускника, а пытается понять, как вписать выпускников-работников в эту обстановку! (Вот то главное отличие от инфы, которая в первых строчках поста). Например: специалист по мытью полов должен научиться аккуратно работать рядом со стеклянными витринами, с витринами с алкогольной продукцией.
Есть программы, которые пишутся под заказ от конкретного предприятия и как только выпущено по ней необходимое число выпускников, программа закрывается. Есть предприятия, которые не готовы стать работодателем, но готовы стать практикодателем – и это тоже очень ценный результат.
Администрация мультицентра отмечает, что проще трудоустраивать в крупные компании выпускников, потому что там большее разделение труда и сотрудник, умеющий выполнять одну функцию, более востребован, чем в маленьких, частных ИП, где один сотрудник выполняет много функций – от изготовления продукции, до расчета на кассе – это многим людям с инвалидностью не под силу.
Специалисты учреждения, помогают потенциальным работодателям оценить возможность работы выпускников у работодателя, создать рабочие места для выпускников, оборудовать. Причём, работать сюда придут те выпускники, которые реально могут здесь работать: маленькие, худенькие девочки, у которых неплохо развита моторика, будут высаживать рассаду цветов и ухаживать за ней, парни, будут носить рюкзак весом около 16 кг, обрабатывая клумбы от насекомых, удобряя их и т. д. Крупные сильные парни пойдут формовщиками теста. Глажка белья, стирка в производственных машинах – все организовано для наработки практики в соседнем учреждении бани-прачечной. Ребята учатся работать на современном оборудовании по разливу и фасовке санитайзеров, работают на шиномонтаже – снимают, моют и ставят колеса автомобилям, их учат работе на профессиональном типографском оборудовании. Мойщики окон, уборщики помещений, в том числе, кто работает на поломоечных машинах, проходят практику на крупных предприятиях ленобласти: в том числе в супермаркетах, аэропортах и т. д.
Далее в процесс отбора вступают дефектологи, задача которых провести правильное тестирования поступающего, на пригодность к выбранной или предлагаемой специальности. И аттестат здесь не имеет никакого отношения – важно понимать имеем ли сохранный интеллект, как развита моторика и другие специфические особенности поступающего.
На сегодня мультицентр обучает подростков со всей России, более того, там обучаются не только подростки, любой человек, который только получил инвалидность, но который может и хочет работать, может получить тут новую специальность, которая позволит ему жить дальше.