Коммуникации между врачом и пациентом
ОСНОВЫ
коммуникации между врачом и пациентом,
которому поставлен неутешительный диагноз,
либо между врачом и родственниками такого пациента.
Казалось бы все просто – прийти в часы приема лечащего врача и поговорить. Но на самом деле разговор не всегда получается. Каждый человек услышав тяжелых диагноз (будь то сам пациент или его родственник) первоначально переживает стресс, непонимание, что делать, куда бежать, с чего начинать. Многие вещи, которые человек слышит от врачей первоначально просто не укладываются у него в голове, что-то он не в силах запомнить и понять, не может выделить главное и второстепенное, первое время – непроходящий шок.
Очень тонкая тема. Нужно учитывать, что врачам тоже непросто говорить на такие темы, ведь большинство врачей, работающих сегодня, специально этому не учились. Такой разговор для многих врачей нелегок, ведь именно о паллиативной помощи и уходе мы открыто и масштабно стали говорить лет 10 назад. Именно поэтому у нас часто возникает ощущение, что врачу некогда. Хорошо, если пациент или его близкие понимают истинные причины подобного поведения врача, но лучше целенаправленно подготовиться к этому непростому разговору и создать предпосылки для успешной коммуникации между врачом или пациентом (родственником). Есть смысл попросить об этой встрече первыми.
Если вам, как пациенту или родственнику, предстоит важный разговор с лечащим врачом (сообщение диагноза, принятие решения о дальнейших способах терапии и т.д.) следует обратить внимание на следующее:
1. Подумайте, не стоит ли попросить кого-то, кому вы доверяете безоговорочно, сопровождать вас. Если ответ – да, обсудите с этим человеком, что вам наиболее важно и что вы хотите выяснить у врача. Никто не говорит, что на разговор с врачом должен идти один родственник. Но должно быть понимание, что вы идете не на выяснение отношений, а о том, что ждет в дальнейшем пациента и каковы ваши последующие шаги, маршрут лечения, какой будет терапия.
2. Заблаговременно запланируйте с врачом дату и продолжительность разговора – это можно согласовать по телефону.
3. Запишите самые важные вопросы, которые вы хотите задать (имейте в виду: глупых вопросов здесь не бывает). Возьмите список с собой, когда пойдете разговаривать с врачом.
4. Настаивайте на том, чтобы беседа состоялась не в общей палате, а в отдельном тихом помещении (кабинете).
5. Не пользуйтесь телефоном во время разговора с врачом – будет нарушен и без того хрупкий контакт и потеряна мысль разговора.
6. Начните разговор с рассказа врачу (если он сам не задаст такого вопроса) о том, что вы уже знаете, думаете или подозреваете – тогда врач будет знать какой информацией вы владеете и быстрее сориентируется. Ему будет проще сказать вам сложные вещи если он будет знать уровень вашей «готовности», уровень знаний в данном вопросе. Вы можете не знать ничего – тогда так и надо сказать, что вы в растерянности, вы не представляете с чего начать, что делать дальше. Главное дать понять, что вы готовы слышать правду и готовы к диалогу. «Нулевая готовность» тоже маячок для врача.
7. Поговорите о своих страхах, надеждах и опасениях. Так вы поможете врачу лучше вас понять.
8. Если вам что-то непонятно – сразу переспрашивайте. Если необходимо, переспросите несколько раз – до тех пор, пока вам не станет понятно все.
9. По ходу разговора не стесняйтесь делать записи, сохраняйте их (не важно в блокноте или в заметках в телефоне). Часто мы забываем многое, даже очень важное – и быстрее, чем ожидаем. Особенно память подводить на новую информацию в стрессовой ситуации – поэтому записывайте!
10. Попросите врача назвать вам все возможные альтернативы предложенному способу лечения. Особенно важно узнать, насколько предложенный метод лечения научно обоснован: существуют ли какие-то результаты исследований, доказывающие эффективность выбранного метода? Хоть какие-то цифры по нему. Если речь идет о смертельном заболевании на поздней стадии, следует спросить, не будет ли в дальнейшем хорошим выходом исключительно паллиативное лечение, даже учитывая возможное в данном случае продление жизни.
11. Задайте вопрос о возможностях немедицинской помощи, в особенности в период сразу после выписки пациента домой. В зависимости от ситуации это могут быть группы взаимопомощи, работа с психотерапевтом, хосписные службы, общественные организации и т.д.
12. В завершение беседы договоритесь о конкретном времени для следующего разговора, если пациента еще не выписывают.
13. Если пациента готовят к выписке попросите врача составить вам лист маршрутизации: кому и куда звонить, кого вызвать в случае ухудшения состояния. Если пациента выписывают под паллиативный уход – узнайте режим работы и телефон кабинета паллиативной помощи и телефон паллиативной службы.
14. Особо внимания заслуживает ситуация, когда пациента выписывают домой и он требует особых навыков ухода: у него стомы, моче- и калоприемники и т.д. В стационаре пациента и родственников должны проконсультировать и научить специальному уходу. Но будучи в стрессовом стоянии не все пациенты и родственники могут все запомнить и повторить с первого раза (не стесняйтесь записывать – аудио, видео запись консультации), спросите, кто по месту жительства из врачей или медсестер может вас проконтролировать, еще раз проконсультировать и помочь в конкретно вашем случае. Обязательно запишите координаты.
Если врач сам, по своей инициативе, выполнит большую часть перечисленного в этих пунктах, отлично. Такому врачу вы можете полностью доверять. Но ни что не мешает вам взять инициативу в свои руки и все перечисленное использовать в общении с лечащим врачом по собственной инициативе.
Пусть вы и ваши близкие будут здоровы!